Дискуссии

  1. Устав по использованию природных ресурсов (The Natural Resources Charter), разработанный в 2010 году группой независимых экспертов в области устойчивого развития и использования природных ресурсов, созданной Полом Колье, директором Центра изучения экономики стран Африки при Оксфордском университете.  

     

    Эта глобальная инициатива призвана помочь правительствам и обществу эффективно использовать возможности, предоставляемые природными ресурсами. Устав не имеет политической подоплеки или спонсорства, это общая программа, описывающая трудности управления природными ресурсами, содержащая двенадцать принципов управления и использования природных ресурсов, обобщающих опыт и практику тех стран, которым удалось избежать так называемого «ресурсного проклятия».

    Авторы Устава предполагают ежегодно обновлять его новыми разработками, отзывами, мнениями (www.naturalresourcecharter.org).

    1. Европейская конвенция о ландшафтах (European Landscape Convention) принята на 718-ой встрече Комитета Министров Совета Европы (Страсбург, 19 июля 2000 г), выдвинута на подписание 20 октября 2000 г на Конференции Министров по охране ландшафтов (Флоренция) и вступила в силу 1 марта 2004 г.

      Конвенция принята, исходя из осознания особой ценности ландшафтов для обеспечения условий перехода к устойчивому развитию, а качество и разнообразие ландшафтов представляет собой всеобщий общеевропейский ресурс, который повсеместно вносит определяющий вклад в качество жизни людей; является ключевым элементом индивидуального и социального благосостояния, основой европейского природного и культурного наследия, закрепляя неповторимость, своеобразие и особенности Европы; играет важную общественную роль в культурных, экологических и социальных сферах, в том числе в решении проблем занятости, и одновременно служит главным базовым ресурсом для развития многих секторов экономки, связанных с ландшафтом и зависящих от него.

      Закреплены такие ключевые термины как «ландшафт» (как территория или пространство, в том смысле как они воспринимаются жителями или посетителями, и отличительные черты и характер которых являются результатом действия природного и/или культурного (то есть человеческого) факторов), «ландшафтная политика», «цель обеспечения качества ландшафтов».

    Для стран, подписавших Конвенцию, предполагается обязательное выполнение следующих мер:

    1. Общие меры: обязательное закрепление понятия ландшафта в национальном законодательстве; требование формирования и осуществления национальной ландшафтной политики; установление механизмов, позволяющих обеспечить участие общественности, местных и региональных властей и других структур в формировании и внедрении принципов ландшафтной политики; а также в осуществлении интеграции ландшафтного подхода с национальной региональной и градостроительной политикой, с управлением в области культуры, экологии, сельского хозяйства, социально-экономической сфере.
    2. Специальные меры: просвещение и информирование населения и общественности; обучение (школьное и университетское), мультидисциплинарные программы обучения в области ландшафтной проблематики; типизация и классификация ландшафтов на национальном уровне, механизмы осуществления ландшафтной политики на разных уровнях управления (национальный, региональный, местный).
    3. Европейское сотрудничество участников Конвенции: развитие программ и проектов в сфере международного и трансграничного сотрудничества в сфере ландшафтной проблематики, взаимная помощь, обмен информацией и опытом.

    В настоящее время Конвенция уже подписана 38 государствами Европы и ратифицирована 32 странами. Россия пока не входит в их число.

    Для решения проблемы сохранения и эффективного использования ландшафтного потенциала России и Европы в целом – на основе формирования Пан-европейской системы национальных (устойчивых) социо-природных ландшафтов как реального механизма устойчивого развития – необходимо:

    • Форсировать процесс подписания и ратификации Конвенции.
    • Форсировать процесс создания национальных ландшафтных законодательств.
    • Обеспечить государственную поддержку, включая законодательное обеспечение, деятельность неправительственных национальных организаций; ускорить процесс формирования наряду с существующими государственными негосударственных систем особо охраняемых территорий в целях консолидации усилий всего общества для решения ландшафтной проблемы.
    • Необходимо приоритетное решение организационных вопросов по разработке и выполнению Международной Общеевропейской программы и Европроекта с первоочередным Российским компонентом «Формирование Пан-Европейской системы национальных (устойчивых) социо-природных ландшафтов как реальный механизм устойчивого развития»; по созданию для координации деятельности в рамках Европроекта и этой Программы в целом Международного Ландшафтного Центра (в России – как стране – инициаторе и одновременно самой крупной ландшафтной державе) под эгидой Совета Европы и Евросоюза; по созданию ландшафтного законодательства для России, что крайне важно ввиду того, что она является главным биоген-продуцирующим ландшафтным донором Европы.

    www.gpntb.ru/win/inter-events/crimea2006/disk2/sud.pdf