20.02.2023

Сражение за память о Копернике: Польша против Германии. 550 лет назад на свет появился великий астроном, установивший место нашей планеты в Солнечной системе. "Землю он заставил двигаться, а Солнце и небо встать" - эта надпись (на латинском языке) украшает постамент памятника Николаю Копернику в его родном городе Торуни, нынешняя Польша. И хоть современная наука согласна только с первой частью этого утверждения, вклад астронома, появившегося на свет 19 февраля 1473 года, в развитие представлений человечества о Вселенной бесспорен. Как и у многих ученых, жизнь Коперника, проведшего годы в качестве распорядителя храмовых имуществ на немецко-польском пограничье, не богата событиями. Парадоксально, но больше их случилось после его смерти, когда две его родины - по этническому происхождению и по подданству - вступили в спор между собой.

Коперник разорванный

Факты о жизни Коперника как если бы нарочно дошли до нас так, что привязывают его почти в одинаковой мере либо к немецким, либо к польским землям. Сама фамилия Коперник — славянская, но отец, Николай Коперник — старший, скончался рано и почти не повлиял на сына. В семье говорили на немецком — родном языке всех родственников, включая дядю, Лукаша Ватценроде, занявшего со временем кафедру епископа Вармии на польском побережье Балтики. Не без его помощи племянник отправился учиться в Болонью, где записался в немецкую общину. Зато в Падуе, где тоже был студентом, объявил себя поляком.

В трех небольших городах, где прошла взрослая жизнь Коперника, преобладала немецкая культура. Но с середины XV века они принадлежали Польско-Литовскому государству. В его пределах Коперник выполнял представительские функции - служил посланником епископа Вармии при Сейме и короле. Но в том же качестве регулярно выступал и при дворе ближайшего соседа - германского прусского монарха. Находясь вдалеке от дома, Коперник состоял в переписке с родственниками и работал над трактатами из разных областей знания - все они, как и астрономия, служили ему лишь способом провести свободное время. Эти сочинения написаны на латыни, а письма по-немецки. Но из них же известно, что Коперник хорошо владел и польским языком.

Переезд Коперника в городок Фромборк на Балтике стал вехой в истории астрономии XVI века. Заняв должность священника в соборе, ученый получил в свое распоряжение одну из башен, где оборудовал обсерваторию. В 1530 году свет еще не смогла увидеть его главная книга — "О вращении небесных сфер". Но Коперник уже закончил ее, хотя и боялся опубликовать. Гелиоцентрическая система, ставящая в центр Вселенной Солнце, противоречила господствовавшим в Католической церкви представлениям о природе. Но наблюдения за небесными телами и математические расчеты не оставляли у астронома сомнений.

В своей книге он отверг гипотезу о вращении планет вокруг Земли по изломанным и трудно вычислимым орбитам в пользу более ясной модели вытянутых кругов — эллипсов. Если поставить в центр Солнечной системы само Солнце, противоречивые и разрозненные данные наблюдений сойдутся в убедительную и внятную разуму схему. Обнародовать ее Коперник остерегался 13 лет и сделал это только в 1543 году, вскоре после чего скончался.

Астрономическая величина

Скромный служитель церкви и дипломат откровенно второго ряда был бы изумлен, если бы узнал, что после его смерти между Германией и Польшей развернется баталия за оставленное им наследие. Но перед тем как схватка началась, идеям ученого еще предстояло долго пробиваться к признанию. Издание книги 1543 года было малотиражным. Но это не помешало ее внесению в список запрещенных сочинений Католической церкви. В XVII веке между сторонниками и противниками гелиоцентризма — "книжная" война: сочинение о вращении небесных сфер публиковали крупными тиражами, но зато там, где католические власти (в Европе — войны католиков и протестантов) могли приостановить их распространение, они делали это. Примирение церкви с местом Солнца во Вселенной происходит с запозданием только в 1757 году, а изъятие знаменитого трактата из списка запрещенных книг и того позже — в 1822-м.

К этому времени католики-поляки и католики-баварцы уже вступили в спор за право считаться соотечественниками Коперника. В 1830 году в Варшаве перед зданием Академии наук возвели ему памятник, на что баварский Регенсбург ответил включением астронома в мемориальный комплекс "Вальхалла" — расширенное собрание немецких знаменитостей. Стоит заметить, что ни один из этих городов Коперник так ни разу и не почтил своим присутствием.

Формирование национальных историографий - польской и немецкой - азартно продолжилось на встречных курсах. В XIX веке германский биограф Коперника Леопольд Прове сделал все от него зависевшее для обоснования немецкости своего героя. Эстафету подхватил историк из XX века Георг Бендер, ставший бургомистром Бреслау (Вроцлава): "Величайший сын германских восточных пределов и особенная гордость своей прусской родины", — писал он, имея в виду, что город Торунь (Торн) за 19 лет до рождения Коперника все еще принадлежал немцам.

Польша, традиционно испытывающая недостаток всемирно признанных гениев и соответствующий комплекс, в долгу не оставалась. В XX веке произошел настоящий бум Коперника на ее землях, усиленный обретением независимости в 1918 году. На сегодняшний день именем астронома названы несколько сотен школ по всей стране и бесчисленные улицы: уверяют, что топографический объект в честь Коперника есть буквально в каждом уголке Польши. Результат Германии поскромнее: улиц Коперника примерно дюжина, зато имеется стипендия его имени.

Сражение продолжается

Трагические события Второй мировой затронули и Коперника, хотя это произошло лишь по стечению обстоятельств. Нацисты разглядели в астрономе истинного арийца и выразителя германского духа. Поэтому в 1943 году — на 400-летие труда о движении небесных сфер — они наметили помпезное празднование "немецкого юбилея". Состояться этому событию не помешали ни неудачи на фронте, ни волнения в Польше, где уже готовилось Варшавское восстание 1944 года. Но зато когда оно развернулось, выяснилось, что веру нацистов в немецкость Коперника всегда подтачивали сомнения. Мстя полякам, гитлеровцы не нашли ничего лучше, как сбросить с пьедестала памятник Копернику в Варшаве и увезти его на переплавку. К счастью, довести до конца свой замысел они не успели, и уже в 1945-м монумент торжественно был водружен обратно.

В побежденной, разделенной на восток и запад Германии вера в немецкость Коперника постепенно пошла на убыль, хотя написанные в этом смысле книги продолжили публиковаться, о чем свидетельствует немецкая статья в Wikipedia, где местом его проживания названа Пруссия. Но с течением времени становилось ясно, что для Польши великий астроном важнее, а немцы испытывают стеснение, отстаивая свои национальные чувства. Яснее всего это проявилось в 2008 году, когда в Варшаве оспорили планы назвать европейскую программу дистанционного зондирования Земли Kopernikus (то есть Коперник на немецкий манер) и потребовали взять то же слово, но записать иначе. Депутат Европарламента от партии "Закон и справедливость" (в наши дни она у власти) Адам Белан дошел до упреков Еврокомиссии в "фальсификации истории".

На деле мотивы бюрократов были куда проще: одним из подрядчиков проекта выступила фирма, называвшаяся Kopernikus. Но принять в расчет бизнес-нюанс в Варшаве отказались. Непримиримость депутата Белана нашла сочувствие у вице-президента Академии наук, обнаружившего в происходящем немецкое "оспаривание польскости великого астронома". В Брюсселе попробовали уклониться от разбирательств. И все же в 2016 году стало известно, что победили поляки: от не устраивавшей их орфографии одного и того же имени решено было отказаться. Первое "К" вымарали и теперь пишут Copernikus, что соответствует английским правилам, даром что Великобритания Евросоюз покинула.

Реакция европейской печати на всплеск националистических страстей вокруг Коперника была примирительной. Эксперты немецких газет сошлись во мнении, что установление национальности человека, жившего в XVI веке, не имеет особенного смысла - тогдашние представления о гражданстве и границах серьезно отличались от нынешних, и это не говоря уже о том, что проповедь этнической розни в XXI веке неприлична. Благородная реакция и сдержанный тон - но они вовсе не помешали европейцам и американцам в наши дни переименовывать деятелей русской культуры в украинцев (как армянина Айвазовского и грека Куинджи), раздувая страсти, конструируя претензии, которые не выдвигались ранее, и вовсе игнорируя очевидные исторические обстоятельства.

Автор: Игорь Гашков

Источник: https://nauka.tass.ru/nauka/17069971

Все новости...